Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования ДТП, где был поврежден автомобиль, где пострадали водитель, пешеходы, пассажиры является экспертиза ДТП, которую обыватели именуют то дорожной, то дорожно-транспортной, то автодорожной.

Примечательно и то, что ни одно из вышеуказанных наименований не является верным и научно-обоснованным, но об этом позднее.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная либо дорожная экспертиза) остается самым редким видом автотехнических экспертиз.

Независимо от того факта, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза обрела свое наименование более семи лет назад, подавляющее большинство юристов, адвокатов, следователей, судей также продолжает назначать в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь класс экспертиз, не уточняя вида экспертизы.

Из-за столь общего и абстрактного определения данного исследования, в общей практике часто появляются ситуации, когда в офис какой-либо организации, где имеются «автоэксперты» (такие как — эксперты в области транспортной трасологии, оценщики ущерба, оценщики автомобилей), поступают материалы дела, для исполнения которых требуются специальные знания эксперта по исследованию ДТП (полотна дороги, дорожной разметки, дорожно-транспортных происшествий, дорожных знаков).

В таких случаях возникает ситуация, в следствии которой дело возвращается в судебные или следственные органы без надлежащего исполнения, из-за чего сроки дела не выдерживаются в следствии элементарной неграмотности участников следственного процесса.

Задачи и цели дорожно-транспортного исследования:

• ситуация на месте дорожно-транспортного происшествия: состояние проезжей части, участка дороги за пределами дорожного полотна, обочин;

• текущее состояние дорожного полотна в месте ДТП, наличия уклонов в поперечном и продольном направлении, закруглений;

• возможные условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности (невозможности) необходимого восприятия водителем ситуации;

• Исследование технической возможности (невозможности) предотвращения ДТП;

• Исследование значений параметров и коэффициентов, который характеризуют передвижение транспортных средств и других объектов на месте происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления при перемещения транспорта и иных объектов по поверхности автомобильной дороги;

Установление обстоятельств, связанных с дорожной обстановкой предшествующей ДТП, которые могли способствовать возникновению дорожно-транспортного происшествия: неблагоустроенность дороги, неправильное расположение дорожных указателей, отсутствие должных дорожных знаков, неверная разметка дорожного покрытия и другие негативные особенности ситуации.

Для автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы в распоряжение эксперта необходимо предоставлять материалы административного, уголовного, гражданского дела, которые относятся к дорожно-транспортному происшествию. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу также следует знать, что для исследования необходимо полное изучение всего комплекса информации о происшествии.

Скажем, в ситуациях, где основным обстоятельством дорожно-транспортного происшествия выступают погодные условия обязательным документом будет являться справка о погодных условиях из регионального Гидрометеоцентра в момент ДТП.